Полезные статьи

Жестяные работы. Рихтовка.

Жестяные работы. Рихтовка.

К жестяным работам принято относить все что связано с металлом: сварка, резка, рихтовка, вытяжка, замена деталей кузова автомобиля.


Самый простой случай, когда деталь меняем на новую или контрактную. Легкосъемные детали крепятся на болтах/саморезах - откучиваем, меняем.

Сложнее даются панели, являющиеся частью несущей конструкции, их необходимо вырезать, а на их место приварить новые.


Если идет речь о новой детали с завода, то обрезка идет по заводским швам. На заводах детали автомобилей соединяются точечной сваркой. Эти точки можно видеть вдоль всей линии соединения деталей. Выглядят они как круглые абсолютно одинаковые вдавленные углубления диаметром около 5 мм, на равном, порядка 10 см, расстоянии друг от друга. Примеряем новую деталь, обводим маркером. Точки высверливаем сверлом меньшего диаметра, остаток крепежа отрывается.

В хороших сервисах есть специальная дрель для высверливания точечной сварки, равно как и автомат для последующей сварки точками.

Остальное обрезаем по полученным линиям. Прикладываем новую деталь, выравниваем, делаем несколько прихваток сваркой, проверяем результат (закрываем двери, измеряем зазоры и т.п.). Тщательно провариваем - готово.

Заводские детали установлены внахлест по специальной отбортовке. При замене следует использовать отбортовочные клещи.

В случае, если деталь контрактная, все несколько сложнее. Как правило, это не одна кузовная панель, а кусок автомобиля, отрезанный сабельной пилой. Не очень ровный, и состоящий на самом деле из нескольких деталей. Хотя возможно нам это и на руку: выбираем нужное, отсекаем остальное, нет возни с дрелью, меняем все целиком. Технология та же: обводим - отрезаем - подгоняем - прихватываем - проверяем результат - привариваем на совесть. С одним исключением. Сварные швы лучше не трогать, а отступить чуть дальше. После ремонта все будет красиво, с заводскими швами, повторить их без специального оборудования невозможно.

Далее следует облагородить сварные швы. Лишнее обтачиваем при помощи болгарки (УШМ), где-то под герметик, где-то под шпатлевку - по обстоятельствам.

Если деталь подлежит ремонту, то ее необходимо отрихтовать.Рихтовка - это грубая обработка поврежденной детали для придания ей формы, максимально близкой к первоначальной.

Если деталь легкосъемная, то снимаем, кладем на верстак, и, используя молотки и оправки стучим, правим, достигаем результата.

Если снять сложно или нельзя, правим на месте. Могут понадобиться обратный молоток, или его молодой брат - споттер, а, возможно, и кузовной стапель (авторобот).


               

Жестяные работы. Рихтовка.


По окончании рихтовки необходимо удалить с ремонтной зоны остатки лакокрасочного покрытия до чистого металла. Используем все ту же УШМ со специальным кругом. Затем необходимо пройтись грубой наждачной бумагой (40-80). Операция не обязательная, но полезная, выровнять риску после УШМ, для более уверенного крепления шпатлевки.


Что такое контрактная запчасть? Это запчасть, снятая с автомобиля, бывшего в эксплуатации, но избежавшего ДТП и, понятное дело, последующего кузовного ремонта. Термин, чаще касающийся автомобилей зарубежного производства, новые детали для которых стоят достаточно дорого. Контрактная запчасть исправна и существенно дешевле. По умолчанию принято считать, что контрактная запчасть не эксплуатировалась в России, привезена, как правило контейнером, в числе многих. В противном случае - это уже деталь с авторазборки.


Рихтовка детали кузова автомобиля.

Более подробно рихтовка описана в следующем примере. Ремонтируем достаточно крупную заднюю дверь микроавтобуса.


                    

Рихтовка детали кузова


На фотографиях достаточно сильное повреждение панели двери, изломы ребер жесткости, нарушение геометрии в месте завальцовки внешней и внутренней панелей. Плюс ко всему большой размер элемента, и, что немаловажно, пятой дверью часто сильно хлопают в процессе эксплуатации. Грубая рихтовка выполнена профессиональным трехфазным споттером и тяжелым обратным молотком.

Первое, что необходимо сделать, это удалить с детали кузова автомобиля наклейки, шильдики, вырезать стекло, зачистить до металла лакокрасочное покрытие в месте ремонта. Предварительно можно сделать несколько фотографий на телефон, чтобы не путаться при последующей сборке.

Выравнивание поверхности производится с помощью обратного молотка или споттера. Выправить подобное повреждение изнутри практически невозможно, из-за плохого доступа внытрь двери.

Привариваем споттером несколько колец вдоль полученной при ударе вертикальной борозды и сильными ударами вытягиваем ее. Металл при ударе растянулся и будет "играть". Натягиваем его крюком, вставленном в кольцо и осаживаем кузовным молотком нестабильную область. Таким образом получится первое приближение конечного вида детали кузова, к которому мы стремимся.

Далее работаем споттером по той же схеме, но более тонко. В чем превосходство этого инструмента, он позволяет вывести на нужное место практически каждую отдельно взятую точку поверхности. При использовании только обратного молотка и сварки шаг между этими точками сильно увеличивается и не дает такого качества ремонта.

Восстанавливая геометрию кузовного элемента, необходимо убрать излишки металла, появившиеся в результате его растяжения при ударе. Они проявляют себя, как нестабильные области, которые при легком нажатии проваливаются внутрь, "играют", а при нажатии в соседнем месте, пружинят обратно. Деталь должна получиться жесткой.


Есть несколько способов: старый добрый кузовной молоток, похожий на инструмент для изготовления отбивных. В паре с такой же подложкой он успешно сжимает металл до нужных размеров. Важно не перестараться и постоянно контролировать форму детали. Второй способ предоставляет все тот же споттер, кратковременным резким нагревом участка металла, который охлаждаясь слегка стягивается.


Есть еще прием: нагреть раздутую область сваркой или УШМ и резко охладить водой. Никогда не пользуйтесь им. Процесс этот практически неконтролируем, а избыточное сжатие металла, которого будет несложно добиться, легко может привести в негодность всю деталь. И восстановить ее уже не получится.

Осаживаем споттером все видимые выступы, обрабатываем УШМ подгоревшие точки, шкурим грубой шкуркой.

Поверхность готова к шпатлеванию.

Создать сайт
бесплатно на Nethouse